Запись
к врачу
Особенности переживания горя/утраты у детей.
Возрастные особенности переживания горя у детей.
- До 2-х лет — в голове нет постоянного объекта, смерть не может быть понята, однако замечается отсутствие родителя или значимого взрослого. Проявления: перемены в поведении (раздражительность, крикливость, расстройства пищеварения и т.д.);
- 2-3 года — типичное выражение горя – пойти искать родителя. Дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании режима питания и сна;
- 3-5 лет — понимание смерти в данном возрасте все еще ограничено. Нужно мягко объяснять, что близкий умер и никогда не вернется, важно дать понять, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Периоды печали короткие. Проявления: регресс, боли в животе, головные боли, высыпания, падения настроения, страхи темноты, одиночества.
- 5-8 лет смерть часто представляется в виде страшного призрака, который приходит и забирает людей с собой. Смерть мыслится как вторжение извне. По-прежнему есть трудности в понимании реальности смерти. Горюющие дети могут вести себя в несвойственным образом, проявлять гнев;
- 10-12 лет — возникает более реалистичное понятие о смерти как о неминуемом биологическом процессе. Переживание утраты может приводить к чувству беспомощности — тому, что прямо противоречит в этом возрасте стремлению быть более независимым. У детей могут развиваться проблемы, связанные с идентичностью. Дети этой возрастной группы могут пытаться принять на себя роль матери или отца;
- Подростковый возраст — мышление подростка похоже на способ мышления взрослых. Подростки часто проверяют свое горе и ищут помощи вне дома. Могут вести себя несвойственным образом. Неблагоприятные случаи: депрессия, побеги из дома, употребление алкоголя, наркотических веществ, и другие девиации, суицидальные тенденции. Подростки могут нуждаться в «позволении» выражать то, что они думают и чувствуют. Важно: помочь принимать решения, фокусирующиеся на их потребностях.
Общие принципы помощи ребенку в горе:
- быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы;
- проявлять терпение к негативным сторонам поведения;
- быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру.
- Будьте откровенны, но чувствительны;
- Если у детей есть вопросы, то ответьте на них честно;
- Детей будет беспокоить безопасность, ваша и их собственная;
- Спросите у ребенка, хочет ли он и готов ли присутствовать на похоронах;
- Если боится присутствовать на похоронах, можно создать для него свой ритуал прощания;
- Если ребенок собирается присутствовать на похоронах, объясните, что он увидит.
Что должно настораживать:
- гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было);
- Регресс знаний, умений, навыков;
- множественные жалобы на физические недуги;
- несчастные случаи;
- девиации;
- избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;
- чрезмерная имитация умершего;
- появление устойчивых симптомов его заболевания;
- повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;
- затянувшаяся депрессия;
- длительное неуправляемое поведение;
- полное отсутствие эмоций;
- долгое или необычное горевание ребенка;
- резкое снижение школьной успеваемости;
- упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев);
- частые и необъяснимые вспышки гнева, деструктивные способы выражения гнева;
- стойкая тревога или фобии;
- Энурез, заикание, сонливость/бессонница, обкусывания ногтей, анорексия, галлюцинации;
- постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна
Благоприятные условия для детей, переживающих горе:
- Получение адекватной возрасту информации, правдивых ответов на вопросы;
- Переживание горя вместе со всей семьей;
- Теплые, добрые отношения с оставшимся живым родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.